Аружан Саин: «Мы казахстанцы можем справится своими проблемами сами»

Oinet.kz 18-01-2018 639

Screenshot_9.jpgАружан САИН, руководитель блоготворитнльного фонда «Добровольной общество «Милосердие»

Она является звездой отечественного телевидения. На ее «Разминке» выросло целое поколение казахстанских девушек. Эфиры ее детских телепроектов много лет радует маленьких сорванцов и их заботливых родителей. Благодаря деятельности ее общественного фонда «Дом» - «Добровольной общество «Милосердие», «Подари детям жизнь», «Аутизм победим» – сотни детей сирот обрели семьи, а сотня малышей различными заболеваниями, было подарено счастье жить.

– Благотворительность развивается, количество фондов растет – не говорит ли это о том, что государство пытается переложить свои обязательства на общество?

– В развитых странах мира  в число которых мы стремимся попасть существует очень высоко развитая  гражданская общество. Оно выражается таким образом – люди платят налоги и кроме этого они делают  все возможное чтобы изменить жизнь в стране к лучшему. Они помогают в Африканских странах с водой или борется со СПИДом. То есть выходя за рамки своих государств. Эти люди объединяются либо они организовывают  фонды благотворительности которые направлены на движение проблем  конкретных людей. Это может быть объединение благотварительности который взяла под опеку детей или взрослых инвалидов, стариков заканчивая фондами которые стараются помагать людям и государству в масштабах страны. Или это обычные люди  которые постоянно жертвует деньги, предлагают ту или иную помощь. Вот это развитая гражданская общественность.

Скажу честно в стране множество фондов, среди них реально действующих  очень мало.  Во первых, благодаря реальным работающим фондам вовлекаются больше людей  и это показывает то что  наша страна  растет в плане гражданского  самосознание. Во вторых, когда человек не сорит у себя во дворе,  регулярно убирается в субботнике, участвует в жизни  детей,  как наш фонд например. Либо помогают приюту для животных. То есть помогают для решении социальных проблем.Согласитесь у него больше прав  спрашивать у действующей власти результаты работы государственных органов. Тогда  уже очень сложно сказать человеку который  получил свой  гарантированные какие то социальные  пакеты,  заплатил налоги и еще  сделал больше чем должен и ему уже сложно сказать «куда ты лезешь, не вмешивайтесь в государственное дело». Потому что этот человек активный гражданин  он вносит все свободное время, свои ресурсы, знания  каким то образом принося пользу своей стране.  Уже сложно не проявлять не уважение такому обществу. Я считаю  что это важный момент который должен  позиционироваться правильно  это не перекладывание  с больной головы на здоровую  потому что завтра ты  организатор,  а сегодня это проблема может быть у тебя. Это все делается с силами граждан  и когда уже от имени этих граждан, организации  те же родители спрашивают  у профильного министерства: «почему Вы  не принимаете меры? Что вы делаете для государства, чтобы  решить проблему наших сограждан?»

Уже очень сложно  отмолчаться или сделать  вид что нас не существует  и тогда включается государственная машина в решений  этих проблем на системном уровне.  Это нормальный процесс в который пришли  много стран  у которых развита социальная  государственная программа.  Мы все равно к этому должны прийтти но только в том случае если нашим гражданам не все равно.  То есть не к какому - то министру, не какому - то конкретному  правителью,  акиму. А вот когда  нам гражданам не будет все равно  мы будем готовы ради  того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону в нешей стране. 

– Какие у фонда планы на ближайшую перспективу? 

– У нас всегда планов  много. Люди и дети которым нужна помощь к сожалению растет. И мы безусловно будем продолжать дальше делать все возможное чтобы превлекать помощь для наших детей.  В проекте  «Подари детям жизнь»  происходит большая работа благодаря миллионам казахстанцев. Благодаря этой помощи наши дети имеют возможность получить необходимое лечение. У нас получили лечение 1575 детей,  собрано порядко  2 млрд 700 тенге. Мы прошедший год очень плодотворно работали с министерством Здравохранение. С приходом нынешнего министра Елжан Амантаевича хорошие изменение происходит в плане реализаций прав граждан на лечение зарубежом и оплату с лечение в случае если в Казахстане это лечение невозможно.  Мы работаем в составе комисии Минздрава где рассматривается документы поступившиеся от граждан взрослых и детей  на лечение зарубежом. Наш фонд  со своей  стороны помогает  в том чтобы помочь министерству здравохранение  реализовать права каждого гражданина который имеет на это право. Рассматривать документы в положенное законом сроки. Важно что наши налоги, деньги которые мы плотим, идут именно вот в эту сторону, самую важную для жизни граждан Казахстана.

В проекте «Аутизм победим» мы также  продолжаем нашу работу. У нас работает  центр в Алмате к нам приезжают ребята,  дети с разных регионов. В прошлом году изменили формат работы – больше усилии мы направляем на то чтобы у наших детей была социализация. Несмотря что у них Аутизм мы подарили им возможность учится тому же что доступно обычным детям- это вокал, хореография, спорт. Также  у нас запускается важный проект это театр на базе нашего центра. Дети там активно занимаются в разных мастер классов. Опять же это невозможно без помощи наших граждан. У нас работает психолог, лагопед специалисты. 

Такие же большие планы у нас на проекте  «Казахстан без сирот» . Здесь конечно нет необходимых стольких деньгах пожертвований как предыдуших в двух проектах. Но оснавная работа направлена на то чтобы в нашей стране реализовалась самое главное право каждого ребенка даже если он остался без попечение родителей.  Я считаю детские дома – это оправданная мера когда произошел большая стихиная бедствие. Допустим из-за войны огромное количество детей осталось без родителей. Детские дома это временная мера, она оправдана  в таких черезвычайных ситуациях.  А в нормалной жизни  любого государства как мы видим в развитых стран необходимо чтобы ребенок жил в семье, там он может получить всю необходимую заботу, любовь, навыки которые нужны  человеку. Наш фонд двенадцать лет работает по этому проекту. Основные усилия мы направляем на то чтобы менялась законадательство, системно  происходили изменение  в государственных  органов,  и это начинание с правительство каждый раз все упирается в человеческий фактор, что на таких должностях должны работать люди, беззаветно преданные идеям гуманизма, служению своему народу, и патриоты своей Родины. Потому что речь идет о ЖИЗНЯХ и СУДЬБАХ граждан Казахстана, детей, которые зависят от системы полностью. И система обязана защищать все их права – на здоровье, жизнь, семью и образование. И защищать от насилия детей. Если мы будем говорить о процессах  то  на момент когда мы начинали наш проект 19 тысяч детей воспитывались в детских домах. На сегодняшний день этих деток  6 тысяч. Безусловна не все сопротивление приходится преодолевать  все таки усилия  гражданского сектора они неумоверно важны. Например дома мамы  который помогает биологическим мамам в самую трудную минуту  биологический отец отказался,  либо свои родители против  ребенка. В таком случае мамы могут прийти в «дома мамы» не оставлять своего ребенка на улице. В самый сложный момент получить поддержку. 

Также есть ассоциация родителей приемных. Это уже опытный усыновитель которые оказывают поддержку людям, который хотят воспитывать приемного ребенка. Который ищет своего приемного  ребенка. И самое важное они помогают друг другу уже когда ребенок  находится в семье. Ребенку крайне необходимо индивидуальная опека и любовь.  В период проведенное в таком учереждении, вне семьи в интернате или в детском доме очень негативно отражается в психологии ребенка.  Когда ребенок попадает в семью особенно если он долго находился  в учереждении то конечно существует  очень много проблем.  И справляются с этими проблемами в семье в одиночку трудно.  В рамках этих сообществ они помогают друг другу. Вот у нас развита это сообщество в Алмате.  Ее возглавляет Жанна Ким. У них там много опытных родителей который помогают семьям взявшим приемного ребенка. Помощь бывает и  психологический так же юридический. Благодаря таким организациям отказов от ребенка сокращается.  Например Мариана Гурина,  она в команде уполномоченных по правам человека. При этом у него свой фонд «Ұлағатты жанұя» . То есть организации который приходят в помощь детям в самую трудную миниту. Если вы помните чудовищный случаи с насилием над детьми в детских домах.  Вот тут мы уже обьединяемся все вместе чтобы защитить ребенка. Благодаря таким организациям сократилось три раза детей в детских домах. Оснавная наша задача на будущее во первых, сделать работу в этих учереждениях полностью прозрачным.  Чтобы там не было никакой возможностей нарушать права ребенка.   Как показывает проверка прокуратуры, коррупция и хищения нарушает права ребенка. Предназначенные  для детей  продукты, одежды или  имущество детей исчезает.  У детей остаются в наследство квартиры, дома другое имущество который принадлежит им. Эти права нарушаются. В нашей стране такого не должно быть. Мы дальше будем продолжать эту работу.  Помимо этого у нас  большие планы на то чтобы развивать этот проект по ДЦП. Мы сейчас обьединились с фондом Болата Утемурата, проводим исследование по причинам детской болезней ДЦП. 

– Как то Вы заявили что 7% случаев заболевания ДЦП стали прививки младенцам – откуда это информация? Сейчас тема прививки очень актуально. Потому что некоторые мамы против прививки. Что вы скажате на этот счет? 

– К нам обращаются огромное количество людей воспитывающих  детей  ДЦП. И которым нужна помощь. Помощь нужна в том чтобы  оплачивать реабилитацию детей зарубежом. К сожалению в нашей стране не развита реабилитация. Людям не остается другого выхода как искать клинику зарубежом. Они едут в Россию, Украину, Китай в Польшу. Куда только не едут для того чтобы  помочь своему ребенку. И на это лечение просят помощи у нашего фонда. Мы пытались понять почему число больных ДЦП растет. Я обращалась в Минздрав на протяжений многих лет. С просьбой выяснить причину заболевания либо предоставит информацию о ДЦП в нашей стране. В Казахстане отсутствует статистика в отношении аутизма. У нас нет объективных данных о том, сколько детей в стране с аутизмом. Соответственно, не имея никаких объективных цифр, не можем строить какие-то планы, искать на государственном уровне пути решения, если не понимаем, о каком количестве граждан идет речь. В развитых странах давно перешагнули такую проблему, у нас же она до сих пор, а диагноз относится к разделу психиатрических. Поэтому даже если родители видят, что у ребенка есть проблемы социального характера, то есть общения с окружающим миром, то не идут на комиссию и не подают на инвалидность, потому что когда ребенку присвоят психиатрический диагноз, снять его практически невозможно. Ученые всего мира уже доказали, что аутизм не является психиатрическим диагнозом. Для того чтобы у нас изменить ситуацию, нужно провести работу со стороны министерства здравоохранения и выделить этот диагноз из психиатрии, поскольку медикаментозному лечению аутизм не поддается.  

Родители должны предоствить медицинские документы ребенка что бы получить нашу помощь. За два года мы собрали огромное количество документов. Общаясь с родителями  и читая документы  мы увидели детей которые  могли быть здоровыми. Первая причина это- родовые травмы. Так как ребенок не получил медицинскую помощь не вовремя или вовсе не получил и из за этого необратимо пострадал головной мозг. Вторая причина это- прививки. 7 процентов по нашему  инвалидность наступает после вакцинациий. Например, у нас один малыш родился в 26 неделе, ребенок недоношенный но вакцинирован он по графику. И есть последствия безусловна. Это серьезная медицинская манипуляция. А есть мамы необразованные, или живут очень далеко, у которых нет интернета. Когда им звонят, приводите ребенка на АКДС, они ведут ребенка с соплями, с ОРВИ. Бывает ведут с поносом и с высыпаниями на коже. Врачи не расспрашивают о состоянии ребенка и не направляют к невропатологу, а сразу направляют в процедурный кабинет, где медсестра ему делает прививку. Понимаете, мы не просвещаем не то, что население, даже врачей не просвещаем. Эти покалеченные дети могли вырасти здоровыми и стать опорой государства, а не иждивенцами. В Казахстане практически отсутствуют условия для реабилитации детей, больных ДЦП. Некоторые СМИ выставляют меня человеком который против прививки. Но я не против прививки. Вакцинация нужно, это бесспорно. Но нужно это делать правильно.

– Расхожее мнение – благотворительность в нашей стране является способом отмывания денег. У него есть право на существование?

– Когда мы начинали 2006 году к фондам  было гораздо  негативное отношение чем сейчас, в то время считалось благотварительность как отмывание денег. Я не могу сказать что все организаций Казахстана работает по правилу,  но я могу говорить за свой фонд. Мы работаем  в рамках полностью действующего законадательство. Это все регулируется. То есть любая деятельность  любой организаций коммерческая это или не коммерческая. Она зарегулировано рядом законов. С самого начало у нас существует отчетность.  Сколько денег мы собрали. За каких детей мы заплатили. Если вы сейчас зайдете на наш сайт  у нас ежемесячно два раза выкладываятся отчет о поступившихся средств и о потраченных  денег. То есть любой человек может зайти и увидеть процесс.  Помимо этого мы  стараемся  выстраивать нашу работу так чтобы это были целевые пожертвование. Если  нужно приобрести оборудование  в клинике нашей, мы ищем спонсоров именно для этого и они нам перечисляют сумму  которая оплачивается  оборудование и полностью предоставляются все документы. Если это оплата работников центра «Аутизм победим»  то мы очень четко всегда выясняем. Например «Казкомерцбанк»  они нам  оплатили работу наших специалистов.  «МэриКей» они приобрели вот это оборудование для больных детей. Здесь очень важно знать куда идут деньги. Поэтому во многих ситуациях мы  допрашиваем спонсоров. Куда вы  хотите чтобы ваши деньги пошли. Наши спонсоры могут контролировать свои пожертвование,   тем больше доверия будет со стороны граждан.  Благодаря этому многие доверяют нам. К чему мы очень признательны.

При этом я не знаю как работают другие фонды. Как они собирают деньги. Я не могу комментировать но есть ряд организаций которым мы доверяем, потому что мы видим как они работают. Например, ассоциация матерей детей инвалидов, приют «Ковчек» и.т.д. Этих организаций давольно таки немало реальных  действующих,  но если ты не будешь честным, то вряд ли ты надолго протянешься. Но в регионах есть  предприятие, при акимиате создается благотварительный фонд. Куда это предприятие отправляет деньги, как они их контралирует? Нам это неизвестно.  Конечно они доверия не внушают. Но мы не имеем право что либо говорить. Есть   специальные органы который этим занимаются.

Наш фонд уже два раза проходил аудит, его нам делают каждый раз очень крутая компания это мировой хедлайнер в плане аудита. Они нам делают бесплатно аудит в качестве своей помощи. В 2017году мы прошли проверку. Мы очень благодарны  что нас проверили, потому что для нас это  возможность иметь отчет  и опубликовать его результаты. Благодаря этому мы можем доказать  людям  нашу честность,  прозрачность и порядочность. 

Были и в нашу сторону информационных а так со стороны движения против сексуального насилия. Мы увидели что вот эту систему  процетируещее на сиротах оно никак не хочет  чистить свои кормушки и они ради этого готовы  организовывать  информационные компаний чтобы дискредитировать людей которые призывают чтобы каждый ребенок воспитывался в своем доме. Мы понимаем причины почему это происходит.  В рамках вот этого всего ужасного дела сексуального насилия мы были вынуждены подать заявление в полицию. Потому что там нарушались не только права, ладно то что про меня плохо  написали обвинили меня в том что я воравала деньги фонда, самое ужасное параллельно жертв насилия «поливают грязью», наговаривают на них и разглашают материалы следствия с целью оказания влияния на действия следственных органов и решение суда.

А  что касается  разных мнении среди общество, то  каждый человек имеет право на свое мнение. Он имеет право думать о тебе в принципе все что угодно. Просто вопрос здесь  такого характера  у меня нет задач убедить всех – вот наш фонд хороший, единственный правильный. Мы несем очень понятные цели  есть дети которым нужна помощь,  для того чтобы  оказать помощь нужно чтобы люди помогали. Вот мы коммуникационное звено,  мы не пиар агенство чтобы зарабатывать себе репутацию. Но если  люди сомневаются то пожалуйста приходите к нам. Если человек начнет писать не имея в руках доказательств, либо озвучивать свое мнение где то, то это нужно делать так чтобы не нарушало ни чьих прав,  не выходя из рамки дозволенного. 

– Помимо граждан нашей страны есть зарубежные организации, либо люди которые оказывали помощь вашему фонду?

– У нас есть компаний которые работают в нашей стране, но зарубежные организации. Если будем говорить о финансирования зарубежом то нет. Это обусловлена тем что мы не подаем гранты государственные. Наше глубокое убеждение в том  что неправительственная организация не могут работать на правительственные деньги. Мы все равно в своей работе так или иначе вынуждены критиковать и помогать государственным органом. Госфинансирование работает на деньги общество,  а зарубежные финансирование у нас же не Африка  наша страна не в таком положений. Мы казахстанцы можем справится своими проблемами сами. Это дело чести, я так думаю. Я понимаю когда  Африканской бедной стране умирают дети от элиментарных заболеваний, потому что там нет медицинской помощи. По этому мы не особо нуждеамся во всемирной помощи. 

Беседовала Дана СУЛЕЙМЕНОВА

Әділхан Абдулин: «Мемлекет – медицинаға, адамдар өз денсаулықтарына көп көңіл бөлуі керек»
Уәлихан Қайназаров, мәжіліс депутаты: Бәрін ақшамен өлшесек, ұлт өзінің құндылықтарын жоғалтады
Сәйкес тақырыптар
Көтерілу