Трансформация социальной поддержки: адресность, проактивность и цифровизация
Государство своевременно и в полном объеме выполняет свои социальные обязательства, ежегодно охватывая выплатами порядка 4,5 млн человек.
За 7 месяцев текущего года из запланированных 6 трлн тенге выплачено 3,4 трлн. В том числе:
пенсии для 2,5 млн пенсионеров на сумму 2,5 трлн тенге;
пособия по инвалидности для 542 тыс. граждан и по потере кормильца для 195 тыс. семей на общую сумму 382 млрд тенге;
выплаты для более 613 тыс. многодетных семей и 243 тыс. награжденных матерей на 354,5 млрд тенге;
пособия на рождение и по уходу за ребенком для свыше 200 тыс. семей на 61,8 млрд тенге;
прочие выплаты на 102 млрд тенге.
По поручению Главы государства усилена адресность социальной поддержки. Ключевым изменением стал переход от категориального принципа к критериям реальной нуждаемости. Для этого разработана скоринговая модель, которая позволяет объективно оценивать благосостояние каждой семьи. Новые подходы уже тестируются в Шымкенте и Карагандинской области.
«Мы не сокращаем социальные обязательства государства, изменения не коснутся государственных гарантий, таких как пенсии, пособия по инвалидности, потери кормильца и другие выплаты из республиканского бюджета. Мы усиливаем адресность и прозрачность социальной поддержки, предоставляемой на местном уровне», — пояснила министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова.
При назначении Адресной социальной помощи (АСП) теперь применяется показатель медианного дохода, а также учитываются не только доходы, но и расходы семьи. АСП получают 48 тыс. нуждающихся семей, которым за семь месяцев выплачено 18,6 млрд тенге. Для трудоспособных граждан помощь оказывается на условиях социального контракта: в этом году 8,3 тыс. получателей были трудоустроены для повышения дохода своих семей.
Технологической основой для адресной и проактивной помощи служит «Единая цифровая платформа и Карта семьи». Ее предназначение – создать единое «цифровое окно» для всех видов социальной помощи, чтобы исключить бюрократию и человеческий фактор. Платформа анализирует данные из различных государственных систем и самостоятельно определяет, какая семья нуждается в поддержке.
В систему уже интегрирована деятельность 128 Центров поддержки семьи, а к работе подключены более 32 тыс. специалистов мобильных групп из сфер образования, здравоохранения, социальной защиты, полиции и службы пробации. Благодаря этой цифровой экосистеме 4 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уже получают полный комплекс поддержки.